Коммуникативные барьеры (часть 2)
• инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными
проблемами;
- • антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность
сознания, амбициозность;
- • языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
• профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
• неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитароло-гия. М., 1992. С. 118-119).
В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:
• фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;
• семантический — различие в системах значений слов;
• стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;
• логический — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.
Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.
Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: "Ф" акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая ка, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;
• отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наобс рот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, кар»тины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание ее беседников;
• температурные условия — слишком холодно или слишком жарко впомещении;
• погодные условия — дождь, ветер, высокое или низкое давление
и т.д.
Данный перечень внешних условий коммуникации можно про? должить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов