Методы теории коммуникации (часть 7)

[<-- Назад]

Кроме того, анализируются опросы общественного мнения с целью определения эффективности деятельности различных информационных средств. Данные, получаемые с его помощью, выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, интересов и мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области экономики, политики, культурной и социальной жизни. Пристальное внимание уделяется участию населения в избирательных кампаниях и роли СМИ в развертывании и результатах таких кампаний. На основе контент-анализа формулируются рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения различных социальных процессов, даются советы журналистам, обозревателям, комментаторам, каким образом они должны обращаться с различными типами информации, чтобы избежать нежелательных результатов как следствия грубой броскости рекламы или погони за сенсациями.

Принято различать содержательный и структурный контент-анализ. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание на содержании сообщения, на том, о чем в нем говорится. При структурном контент-анализе нас интересует не столько что говорится, сколько как говорится, каков способ подачи сообщения; например, как часто освещается то или иное событие в конкретном источнике, сколько печатного пространства ему отводится, напечатано оно на первой или последующих полосах, сопровождается ли данное сообщение фотографией и т.д.

Метод контент-анализа используется и в теоретических исследованиях, раскрывающих характер взаимоотношений средств информации и общественных структур. Большое внимание в таких исследованиях уделяется роли телевидения в формировании культурно-нравственных основ современного общества. Кроме того, метод контент-анализа помогает улучшать как содержание, так и способ представления информации, передаваемой по различным каналам массмедиа, и тем самым способствует выбору наиболее эффективных средств и путей совершенствования информационной деятельности.

Интент-анализ — метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Интент-анализ разрабатывается главным образом в рамках психологической науки и исходит из того, что человеческая речь представляет произвольное (т.е. преднамеренное) действие. Соответственно намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления.

[Далее —>]