Методы теории коммуникации (часть 8)
Намерение составляет собственно психологический пласт речи, зачастую именно оно в первую очередь улавливается людьми в разговоре, на него следует реакция собеседника.
- Однако интенциональный пласт речи не всегда доступен для
простого выделения и описания. Поэтому и разрабатывается техника его
фиксирования, получившая название интент-анализа. Эта техника
развивается на основе изучения текстов повседневной жизни
(дискурсов). Для анализа и описания удобны политические тексты,
интервью, выступления, телевизионные диалоги.
- Особенно выразительными для анализа являются выступления конфликтного типа. В каждом материале такого рода обнаруживается структура интенций говорящего, которую можно назвать «конфликтный треугольник». В этом треугольнике в обобщенном виде отражается состояние сознания говорящего. Оно характеризуется тем, что в нем присутствует три типа объектов: «говорящий и его сторонники», «противник и его сторонники», «третья сторона». К каждому из этих объектов направлены интенции различного характера. Так, интенции говорящего, направленные на себя, как правило, связаны с приятием одобрения и отводом обвинений. Интенции говорящего, направленные на противника, связаны с обвинением, угрозой, разоблачением, демонстрацией силы, противостоянием; к третьей стороне — с побуждением, призывом и оценкой.
Результаты интент-анализа, проведенного в отношении значительного количества высказываний конфликтного типа, показывают, что в каждом из текстов обнаруживается «треугольник» (говорящий — противник — третья сторона), однако индивидуальное соотношение интенций у разных авторов (говорящих, пишущих) оказывается различным. В случае более острого конфликта преобладающими становятся интенции, направленные на противника, в меньшей степени — на самого говорящего. Во всех случаях изучение материала конфликтных взаимодействий оказывается удобным в силу «упрощенности» и «суженности» сознания рассерженного человека.
Социолингвистика изучает влияние социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов.