От дагерротипа — к кинематографу

Как мы могли видеть, появление того или иного технического новшества стимулируется, с одной стороны, потребностями эпохи, а с другой, — уровнем развития науки и техники в данный период.

Если смотреть в корень, изобретение и развитие фотографии во многом обязано событиям, связанным с Великой французской революцией (1789-1794), которая способствовала бурному росту так называемого «третьего сословия», то есть нарождающейся буржуазии. Сопровождавшая этот процесс демократизация общества не могла не отразиться и на культурной жизни общества. Новый класс был гораздо многочисленней уходившей в прошлое феодальной аристократии, но хотел так же, как бывшая социальная верхушка, иметь у себя изображения предков, заказывать собственные портреты и портреты родных и близких. Но поскольку прижимистым буржуа не хотелось тратить больших денег на художников (да и художников уже на всех не хватало), то изобретение фотографии пришлось в тот момент как нельзя кстати. Если самый плодовитый художник мог сделать за год 30-50 портретов, то фотограф уже в самом начале развития фототехники был способен снять за этот же период более тысячи фотографий. Так что неудивительно, что именно во Франции, первой прорубившей окно в новую эпоху, и начинает развиваться искусство фотографии, а затем кино.

Что же касается научно-технического фактора, то если изобретение радио обязано достижениям физики, то появление фотографии связано прежде всего с успехами химии. Первым существенным вкладом в создание реальных условий для изобретения фотографического процесса стало открытие немецкого врача Йогана Генриха Шульце, обнаружившего в 1725 году феномен чувствительности солей серебра к свету.

Суть данного явления состоит в том, что под воздействием световых волн происходит разложение этих серебряных солей. Этот невидимый глазу процесс, результаты которого естественно могут сохраняться лишь в темноте, становится видимым после того, как фотоэмульсия будет обработана соответствующим химическим раствором.

[Далее —>]