От дагерротипа — к кинематографу (часть 2)

[<-- Назад]

При проявлении серебряная соль на освещенных местах восстанавливается, то есть разлагается с выделением металлического серебра черного света.

Сам световой рисунок, фиксируемый на фотоэмульсии, формируется благодаря использованию объектива, то есть линзы или системы линз.

Идея получения на плоскости фотографического изображения известна с давних пор. Еще до изобретения линзы было замечено, что свет, проходя через крошечное отверстие, дает в темной комнате на стене или на листе перевернутое изображение освещенного объекта, находящегося перед отверстием. Пользуясь этим эффектом, некоторые художники для быстроты дела усаживали свою модель перед таким своего рода объективом и шли в расположенную за объективом «camera obscura» (буквально — «темная комната»). Там на лист бумаги или на холст проецировался вверх ногами образ портретируемого, и художник быстренько обводил углем проецируемые очертания.

Открытие принципа камеры-обскуры долгое время приписывалось Роджеру Бэкону (1214-1294), но в книге супругов Гернсгейм «История фотографии» доказывается, что подобный принцип получения оптического изображения был известен гораздо раньше — уже в середине XI века, и использовался арабским ученым Ибн-аль-Хасимом, известным в Европе под именем Аль-газена.

Но вернемся к теме получения первых фотоснимков. Поскольку от идеи до ее практической реализации проходит немало времени, то лишь к концу XVIII века удается закрепить изображение, создаваемое на пластинах с солями серебра. Удалось это сделать лишь в 1826 году Жозефу Нисефору Нъепсу, запечатлевшему с помощью камеры-обскуры вид из окна своего кабинета. Поскольку светочувствительность экспонируемого слоя была крайне мала, съемка изображения длилась восемь часов.

Гениальные мысли, как известно, нередко приходят одновременно в несколько умных голов. Почти в то же время, когда Ньепс экспериментировал с разными серебряными солями, некто Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851) тоже не терял времени даром и в своей камере-обскуре пытался получить фотографическое изображение, и не только получить, но и сохранить.

[Далее —>]