От дагерротипа — к кинематографу (часть 6)

[<-- Назад]

Именно в этот день в «Гран кафе» 35 парижан, купивших билеты, увидели на небольшом белом полотне первые кинокадры. Общая продолжительность сеанса составила всего 15 минут, но эмоциональное потрясение, которое испытали первые кинозрители, было, наверное, гораздо большим, нежели при просмотре современной публикой сверх-блокбастера. Как рассказывает легенда, появление на экране прибывающего поезда столь потрясло наиболее впечатлительных зрителей, что они поднялись с мест и попятились к двери. То, что фотография ожила, казалось настоящим чудом. И именно как чудо, как своего рода аттракцион синематограф воспринимается в первые годы своего существования.

Надо сказать, идея превращения отдельных зафиксированных фаз движения в движение плавное и непрерывное, в такое, как в реальной жизни, существовала давно. Но реализоваться она смогла лишь благодаря прогрессу науки и техники в конце XIX века. К этому времени, как мы выяснили, уже существовала фотография, использовавшая достижения химии и оптики. И как только была создана прозрачная целлулоидная пленка, на которую стало возможно наносить с помощи эмульсий светочувствительный слой, осталось решить последнюю проблему: как запечатлеть множество отдельных фаз-изображений, чтобы при проецировании их на экран создавалось впечатление плавного, непрерывного движения. Именно это решение и нашли братья Луи Жан и Огюст Люмьер (Lumiere). Они поняли, что пленка в киноаппарате должна идти прерывисто. Когда обтюратор, этот вращающийся круг с прорезью в виде сектора, перекрывает свет от объектива, пленка передвигается в камере с помощью грейфера ровно на один кадрик. Как только прорезь обтюратора оказывается напротив кадрового окна, пленка замирает на долю секунды, фиксируя изображение.

Поскольку человеческий глаз обладает инерцией зрительного восприятия (сетчатка сохраняет зрительный образ порядка 1/ 10 секунды), то посылаемые на экран как бы импульсами отдельные последовательные изображения фаз движения создают полное впечатление непрерывного и плавного движения снятого объекта. Аппарат Люмьеров оказался наиболее простым для использования, и эта простота и технологичность способствовали его довольно быстрому широкому распространению во всем мире и соответственно творческому развитию нового вида творчества.

Вначале кинопленка проецировалась через тот же аппарат, которым производилась съемка.

[Далее —>]