От дагерротипа — к кинематографу (часть 7)

[<-- Назад]

Но это было не очень практично и рентабельно и вскоре создаются специальные кинопроекторы, способные посылать луч света на достаточно большую плоскость экрана.

Первые кинокамеры и соответственно кинопроекторы пропускали пленку со скоростью 16 кадров в секунду. С появлением звука, о чем будет сказано чуть ниже, скорость движения пленки увеличивается до 24 кадров в секунду. При желании движение пленки в съемочном аппарате можно ускорять (для этого созданы специальные — рапидные камеры), и тогда на экране мы видим все в замедленном виде. Время как будто приостанавливается, давая возможность видеть то, что в жизни мы не можем рассмотреть как следует (движение спортсмена, диких животных, птиц и т.п.). И наоборот, при замедленной съемке движения объекта на экране становятся быстрыми и стремительными. Кстати, в немых фильмах персонажи двигаются ускоренно и суетливо по той простой причине, что фильмы эти снимались со скоростью 16 кадров в секунду, а демонстрируются на современной киноаппаратуре со скоростью 24 кадра в секунду.

Специальные камеры могут снимать объекты со скоростью 1 кадр в минуту или, скажем, 1 кадр в полчаса или в час (такая съемка называется цейтраферной), и тогда на экране прямо на наших глазах будет расти трава, распускаться цветок, гусеница превратится в бабочку, разводные мосты поднимутся за несколько секунд и т.п.

Движение, можно сказать, составляет суть кинематографа. Движение в самом широком смысле. Это и движение объектов внутри кадра, это и перемещение нашего взгляда вместе с точкой зрения камеры, и движение, создаваемой монтажом. Собственно говоря, кинематограф, воспринимаемый вначале как новый аттракцион, привлекал первых зрителей прежде всего движением объектов, причем не только движением людей (это можно было видеть и в театре), но и других объектов. Недаром многих поражало то, что на экране трепещут листья — в отличие от театральных декораций.

Уже на заре кинематографа его первые теоретики определили специфику нового вида искусства тремя основополагающими понятиями: крупный план, монтаж, ракурс.

[Далее —>]