Стратегия аргументации (часть 6)
Доминирующая цель этого стиля общения — пс беда над оппонентом. При соблюдении общепринятых прав 1л и приемов данного стиля конфронтационное речевое общение новится состязанием, но не переходит в словесную перепалку.
Для достижения главной цели используется тактика борьбь главный принцип которой — реализация преимущества. Владеззщ? му преимуществом необходимо его реализовать, для чего целевое разно выполнять следующие правила:
• занять активную позицию — для создания преимущества. Эт предполагает умение не просто выбрать лучшую позицию ( жательно, но организовать обсуждение в нужное время в а ном режиме, предполагающем постоянный контроль за х«дс обсуждения, доминирование в постановке вопросов. Это псбу дает оппонента приводить новые доводы, отвечать, опраздь ваться. Активность позиции зависит от выбора партнера, ника и соперника;
• стремиться реализовывать преимущество на каждом этапе обажд ния — владеть инициативой и постоянно ее наращивать, этого в контекст обсуждения вводятся новые вопросы, фа<тыэкспертные оценки. Инициатива поддерживается, наприие при сочетании атаки на позицию оппонента и такого маневр как смещение акцентов в оценке, сомнение в продуктивнее достигнутого соглашения. Подобная тактика укрепляет собст венную позицию и заставляет партнера принимать ту или степень конфликтности, идти на вынужденное соглашение нако эта тактика не должна выступать заурядным обманом;
• сделать шаг к соглашению в равных позициях. Нельзя упуститз ыоА мент констатации равенства позиций, поскольку равенст ю процесс, а не стабильное состояние. Искусство достижении ее глашения состоит в определении момента равновесия слл своевременности первого шага к соглашению;
• избегать крайностей. Это правило реализуют следующие тгкт
ческие приемы:
«Не загоняй себя в угол» — позиция не проиграна, если остается пространство для маневра;
«Не загоняй оппонента в угол» — загнанный в угол зверь кусается больнее;
=.Не применяй крайних средств без крайней нужды» (к числу крайних средств относятся оскорбления, ярлыки, пародирование, высмеивание).
Мягкий стиль общения, в деловой сфере наиболее адекватно проявляющийся в сотрудничестве, ориентирован на понимание и предполагает:
• умение слушать и говорить, не перебивая;
• внимание к партнеру, учет обратной связи;
• симметрию в формальных отношениях (письменный запрос
предполагает письменный ответ);
• «оказание должного приема» любому ответу гартнера, подтверждение внииания к нему словом и делом.