Стратегия аргументации (часть 7)
Для создания атмосферы доверия в процессе коммуникации используются некоторые приемы выравнивания напряжения, связанные прежде всего с формой обращения к партнеру:
• сообщите партнеру о том, как остро вы воспринимаете его незаинтересованность;
• сообщите партнеру о том, что вы обеспокоены его состоянием;
• сообщите о беспокойстве по поводу характера обсуждения, что мешает его продуктивности;
• подчеркните сходство интересов и взглядов;
• предложите обсудить объективные критерии оценки достигнутого решения. Отрицательно сказываются на ситуации делового общения (не
способствуют выравниванию напряжения в коммуникации):
• принижение личности партнера, негативная оценка его действий;
•* перебивание партнера;
• подчеркивание разницы между собой и партнером;
• преуменьшение вклада партнера в дело сотрудничества;
• резкое ускорение темпа переговоров;
• избегание пространственного контакта, отвод взгляда;
• игнорирование эмоционального состояния партнера при сильной негативной эмоции.
Коммуникативные модели и виды аргументирования. Если взять в качестве базовых элементов следующие: взаимодействие субъектов коммуникации, отношение к проблеме (спорному положению), чравила поведения (тактические и этические), можко выделить несколько коммуникативных моделей официального о5щения, различающиеся регламентом и характером аргументирования.
1. «М он о лог» — коммуникативная модель, соединяющая суб ектов коммуникации вокруг некоторой концепции. Активную поз» цию в процессе аргументирования занимает один субъект (учитель лектор). Аргументатор и аудитория по-разному относятся к цент ральному положению, относительно которого строится аргуме рование.
Модель «Монолог» применима к ряду ситуаций общения с неявной обратной связью, когда позиция противостоящих субъектов не] актуализируется в процессе коммуникации, преобладает направленный процесс информирования, сообщения, обучения.