Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации

Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слаб подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным нем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении вых (языковых) средств и способов изложения информации.

Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинаква — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та иформация, которую выражал говорящий. Правда, это скорее вд альный вариант. Практически речевые действия собеседников об словлены определенной совокупностью обстоятельств деятельнс ти того или другого лица, одна часть которых ставит проблему



задачу действия, а другая обусловливает необходимость (или целесообразность) ее решения, а также обеспечивает возможность ре-щения с помощью собеседника, к которому направлено речевое действие.

Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпа
дут, информация будет воспринята и о смыслена одинаково. В про
тивном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более
удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее по
нять смысловое содержание. ^

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:

• адресатная — позитивная (передача знаний);

• адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»); <ф адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);

• адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реазстивных действиях и имеет такие разновидности:

• нулевая — позитивная (получение знаний);

• негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возни хает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения.

[Далее —>]