Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации (часть 2)
Они представляют собой совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризуйся не только речевой формой, но и предметным содержанием — совокупностью последовательных фактов и явлений, которые заданы темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания.
- Ситуация
(акт)
речевой
коммуникации
характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием
(ос-мЫслением)
и реактивным действием адресата (речевым или неречевым),
демонстрирующим обратную связь.
- Целевой аудиторией инициатора речи может быть л» бое число собеседников, связанных с ним общими коммуникат* ными намерениями.
Итак, акты речевой коммуникации всегда обусловлены наборе параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении. |
В любой ситуации общения говорение — слушание провождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия
• механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова);
• речемыслительные акты (информирование, предъявление за ния, формулирование вопросов, ответов и т.д.);
• активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слуи
телей.
Например, в ситуации инициативного говорения специалис выполняющий профессиональные обязанности, отдает кома или докладывает, предупреждает, благодарит или порицает, прегает новое решение проблемы, запрашивает информацию или цаеЗ установку на осуществление каких-либо неречевых действий.
Специфика поведения говорящего заключается прежде всего знании свойств и качеств обсуждаемого предмета, в умении испо/ зовать свои знания и свой интеллект в частично подготовленно говорении, отражающем результаты мыслительной деятельности Конечно, поведение коммуникантов зависит от условий, в которыМ разворачивается речевое общение: сферы общения, временной туации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями учасч ников общения и другими характеристиками.
Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекаетсЛ (последовательно или одновременно) в различные сферы ния: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производстве ную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого ст* речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицис тического, делового и т.д.), терминологического тезауруса и т.} Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной сит ции, разворачивающейся в той или иной сфере.