Типология печатных СМИ (часть 3)

[<-- Назад]

Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев.По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя.

"МК" имеет более широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации.Балансирует на грани "газеты новостей" и "газеты сенсаций", не чурается политических игр."КП" похожа больше на "МК" – та же балансировка между качественной и бульварной прессой.В целях повышения конкурентоспособности предложила "толстушку" – "газету, которую можно читать всю неделю", использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.

90-е годы минувшего века в России были ознаменованы значительными изменениями в типологии периодической печати.Назовем основные тенденции в трансформирующемся лагере газет и журналов.

Самым ярким явлением стал бум рекламной прессы.Во второй половине 90-х каждая четвертая новорожденная газета относилась к этой категории.Их отличие – огромные тиражи (тираж московской газеты "Все для Вас — Столица"- 100 тыс.экземпляров, тиражи екатеринбургских рекламно-информационных изданий "Наша газета, "В каждый дом", "Ва банкъ" в 1998 – 99 гг.составляли от 325 до 250 тыс.экземпляров).Рост числа рекламных изданий негативно сказывается на прочей прессе, так как рекламные листки "похищают" рекламодателейу прочих изданий..

Значительно повысился интерес к местной прессе.В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

Свое прочное место на газетном рынке заняли бульварные издания.Еще какое-то десятилетие назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий.Желтая пресса имеет свою собственную типологию — от "универсальной" бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни ("Экспресс-газета", "Желтая газета"), до специализированной, посвященной какой-либо одной области — криминалу ("Вне закона", "Криминальная хроника"), эротике ("Speed-инфо", "Интим"), чертовщине ("Оракул") и т.п.

Формирование рыночных отношений привело к образованию экономических газет и журналов (продукция издательского дома "Экономическая газета", семья "КоммерсантЪ", "Финансовая Россия").

На журнальном рынке рубежа веков наблюдался полный упадок "толстых" журналов, рост интереса к политико-экономическим еженедельникам ("Деньги", "Власть" издательского дома "КоммерсантЪ"; "Эксперт", "Профиль", "Итоги"), возникновение и признание аудиторией "телегидов" ("Телепарк", "Семь дней", "Телесемь"), укрепление позиций глобальных журнальных брендов ("Cosmopoliten", "Playboy", "Burda", etc).