Что такое зарисовка в журналистике?

зарисовка мемЗарисовка – один из художественных жанров журналистики, который отличается образностью. Другими словами, зарисовка – это обобщение фактов и описание обстановки. Исходя из названия, можно догадаться, что такого рода журналистские тексты не обладают глубиной, завершенностью и аналитическими размышлениями, как и наброски художников. Автор таких материалов должен быть наблюдательным, так как зарисовка призвана объективно отображать действительность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и так далее). 

Основные черты

К основным чертам относятся: 

  • Отсутствие проблемы;
  • Яркий акцент на самом главном в описываемом объекте;
  • Описывать необходимо только самое интересное и необычное; 
  • Журналист, помимо объективной оценки окружающей действительности, выражает свое субъективное отношение, которое может проявляться, к примеру, в стиле написанного текста; 
  • Несмотря на то, что зарисовка лишена глубины, требуется соблюдать логическую последовательность в описании;
  • Зарисовка дает художественный простор: можно использовать различные средства выразительности. Это объясняется тем, что автору материала нужен эмоциональный отклик читателя. 

Виды зарисовок

  1. Портретная – описание внешности, характера, поведения, манеры речи человека. 
  2. Пейзажная – описание природы, окружающей среды, вида из окна, дороги, городского пейзажа, времени года и так далее. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».
  3. Бытовая – описание быта, жизни, работы, жизни города, происшествий и тому подобное.
  4. Также выделяют ассоциативную зарисовку, которая построена на ассоциациях журналиста. 

Примеры

Классический пример портретной зарисовки:

«Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной девушки, голос у нее срывался, и то, как она бросала куда попало зонтик и спешила поднять вуальку, потрясало жалостью и восторгом…».

А вот и образец пейзажной зарисовки, исполненный образности и художественности:

«В такие места лучше выезжать солнечным морозным утром, чтобы был день впереди. Но за окном машины были сумерки и осень. На горизонте пылал газовый факел. Столб огня прожигал небо и темным хвостом своим уходил к невидимым звездам. Мокрая дорога разделилась, размножилась, безымянные асфальтовые ленты, пересекая друг друга, заплелись, предлагая выбор»

Отличные зарисовки представляет нашему вниманию русская классика. Вот бытовая зарисовка, которую многие узнают:

«За полчаса все у него было готово, и он опять останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, а потом вдруг ушел куда-то в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросился на землю, лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

Ассоциативная зарисовка — конек Л.Н. Толстого, который построил на ней львиную долю романа «Война и мир»:

Москва между тем была пуста…Она была пуста, как пуст, бывает домирающий, обезматочивший улей. В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие. Так же весело в жарких лучах полуденного солнца, вьются пчелы округ обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев, так же издалека пахнет от него медом, так же вылетают из него пчелы.

Автор: Алина Пак