Идеологическая функция (часть 6)

[<-- Назад]

Такой подход одобряется многими общественными деятелями, писателями, публицистами.К сожалению, насколько хороша такая модель, настолько же она далека от своего воплощения в современной России.

Еще одна основа для государственной идеологии некоторым видится в возрождении православия, приобщения к нему самых широких масс (Солженицын, Н.Михалков, Лихачев).В религии они видят и примиряющее начало для противоборствующих политических партий.Но в России много атеистов и приверженцев других религий, что затрудняет внедрение православия.Да и нужна ли просвещенной стране, которой желает видеть себя Россия, идеология с религиозными постулатами в своей основе?

Помимо потуг выработать основополагающую государственную идеологию, сейчас предпринимаются попытки создания «частных идеологий», оправдывающих пребывание у власти тех или иных лиц.

Различные идеологические модели проецируются на модели средств массовой информации в зависимости от их политической (или аполитической) ориентированности.Их количество колеблется в различных источниках.Так, А.Грабельников приводит шесть моделей развития СМИ: тоталитарную, советскую, авторитарную, социальной ответственности, "развития", демократического представительства.

Более четкой выглядит система моделей идеологического поведения СМИ, предложенная И.Дзялошинским.По мнению исследователя, современные российские могут выбирать между тремя моделями.

1.Авторитарно–технократическая модель.В настоящее время эта некогда единственно возможная для советских СМИ модель отодвинута на задний план.Это связано с тем, что все большее количество людей начинают осознавать себя суверенными личностями, имеющими право на самостоятельное определение своих путей и активное участие в развитии общества в целом.Следовательно, возрастает доля индивидов, рассматривающих тексты СМИ как источник получения оперативной информации и критически относящихся к любым попыткам манипулировать их сознанием и поведением.

[Далее —>]