Позы и походка (часть 3)

[<-- Назад]

Мужчины в той же ситуации демонстрируют «жесткую позу» — держатся прямо, движения их рук раскованны.

Помимо рисунка поз важным параметром невербальной коммуникации является количественный показатель изменения поз в единицу времени. Установлено, что количество поз, принимаемых человеком в процессе общения, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Так, лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, совершают больше движений головой, туловищем, руками и ногами, а также демонстрируют больше свободы в выборе и смене определенного невербального репертуара, чем их низкостатусные партнеры. При этом пары собеседников, различающиеся по статусу, разговаривают обычно, отклонившись друг от друга, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо.

В иерархизованных группах стремление прервать агрессию со стороны руководителя может сопровождаться у подчиненного позой, получившей название «сделай себя меньше»: втянутая голова, приподнятые плечи, согнутые колени, опущенный к полу взгляд, неподвижность.

Таким образом, для человека стремящегося к контакту, взаимопониманию, приятного выражения лица и умеренной жестикуля-Ции характерны открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед, непроизвольное копирование невербального поведения парт* При отсутствии намерения развивать позитивные отношения’ век прибегает к движениям, блокирующим контакт (демонстра закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседни выставление вперед рук, локтей, вытягивание ног).

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспресс поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об ус чивых индивидуальных характеристиках человека.

Походка выполняет ряд функций: регулирует пространствощения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах личности. Принято выделять ряд общих характеристик похол ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность, а такие «особенные» признаки походки, как положение носков щ движение рук, плеч, положение головы.

В основу классификации походки положены следующие терии: рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, ревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.); возрастные бенности (походка младенца, подростка, юношеская, старчес* особенности, связанные с различиями по полу (мужская, жене) походка); профессиональная принадлежность (походка моряка,] лерины, топ-модели и т.д.); статусная принадлежность (походка 1 чальника, походка «командира», походка царя и т.д.); характере гические особенности состояния (походка уверенная, виноват гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.).

Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, > нако ряд авторов приводит их психологическую трактовку:

• ритмичная походка свойственна человеку воодушевленно она может свидетельствовать о хорошем настроении или о • что в голову пришло интересное решение;

• размашистая походка при среднем и малом росте — св\r тельство целеустремленности, активности, экстравертирс ности;

• короткие и мелкие шажки часто присущи осторо* му, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;

• прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель не) ренности, скованности, робости;

• волочащаяся походка может говорить и о плохом наст ении, и об отсутствии заинтересованности;

• медленная походка с опущенной головой и сцепленными спиной руками бывает у человека, занятого решением каколибо проблемы;

• сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целе стремленности, решительности человека;



Л привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, о стремлении подавлять других.

Таким образом, для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность появления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности — напряженности позы, открытость — закрытость позы, «уменьшение себя» — «увеличение себя».