Практически-прикладные методы исследования массовой коммуникации

Что касается методов исследования массовой : муникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно нести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациям^ частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в историческом развитии и выявление их функций; системно-тевтический анализ коммуникативных актов или функционирова СМК в обществе.

Исследование массовой коммуникации может также исполь вать методы различных социогуманитарных наук, например, м« ды исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитоСМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и пиентами — из социолингвистики и др.

Особо важный метод исследования массовой коммуника метатеории коммуникации — системно-теоретический анализ, стоящий из четырех уровней.

На первом уровне системно-теоретического анализа следователь должен дать характеристику структурных элемент составляющих: организацию частного массово-коммуникатив* процесса или всей системы массовой коммуникации, установить 1 взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втор 0,1 уровне — установить механизм и особенности взаимодейст»1элементов внутри исследуемой системы. На третьем ур<М не — выявить функции исследуемой системы по отношению внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино• пологические характеристики исследуемой системы и установсмысл и значение транслируемой и принимаемой массовой инс мации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияжна общество в целом.

Мы являемся свидетелями бурных процессов «компьютернс революции» и становления информационного общества, в котор массовая коммуникация является основным социальным инсп том. В наши дни появляются все новые и новые коммуникативна технологии, которые во многом изменяют жизнь общества.

В сложившейся ситуации мы можем выделить следующие основные направления исследования проблем МК в социогуманитарных науках. Изучение изменения структуры и функционирования СМК в результате внедрения новых технологий; исследование воздействия новой техники коммуникаций на культуру, понимаемую в самом широком смысле; изучение изменений в процессе международного обмена информацией в результате внедрения спутникового телевидения, видео- и компьютерной связи; изучение путей защиты национальной самобытности и сосредоточение на разработке концепции нового международного информационного порядка; разработка проблем этики в системе СМК в условиях глобализации СМК.