Мелочи журналистики

Ситуационные и психологические предпосылки (часть 2)

[<-- Назад]

Следующими за стругсг целей по своей значимости для определения типа ситуации правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать три ности. Например, встреча друзей после длительной разлуки встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход ] боты над дипломом будут различаться в первую очередь по параметрам, хотя, разумеется, отличия будут касаться и исполь мого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализ руя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким зом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель о ния, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия; стижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими напведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная ' неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориевт рованная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) вкл ченность.

В соответствии с этими характеристиками Аргайл и его сотр ники выделили следующие типы социальных ситуаций:

• официальные события (формальные социальные события);

$>• личностное взаимодействие с близкими друзьями или роде никами;

•> случайные эпизодические встречи со знакомыми;

•$>- формальные контакты в магазинах и на работе;

• асимметричные взаимодействия, связанные с социальными ум* ниями (например обучение, руководство, интервьюирование);

• конфликт и переговоры;

• групповая дискуссия.

Предложенная типология ситуаций не является единственной.

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуа межличностного взаимодействия связана с именем американског психолога Э. Берна (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люду Люди, которые играют в игры. М., 1988). В ее основе лежит то, он назвал потребностью в структурировании времени. Хорошо из вестна проблема, часто встречающаяся у подростков после первовстречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Это вопрос возникает нередко и у взрослых.

[Далее -->]



2



Copyright © 2010 its-journalist.ru