История исследования проблем массовой коммуникации (часть 5)

[<-- Назад]

Это отражен постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде изучать реакцию различных социальных групп на информа передаваемую СМК, необходимо провести тщательный анализ ложения, которое та или иная группа занимает в культурном нас дни данного общества.

Критическая направленность этой школы, первоначально пявившаяся при подходе к анализу социальных процессов, перенесена впоследствии на культурологическую сферу и наиЙ наиболее последовательное выражение в работах Т. Адорно. Спе ализируясь в теории и социологии музыки и других видов искусе Адорно показал разрушительное воздействие СМК на личность средством распространения стереотипов массовой культуры, указал даже на изменение типов личности под влиянием стере пов телепередач, а именно на то, что наблюдается утвержде внешне ориентированного типа личности.

Линию критического анализа СМК, дегуманизирующих куль ру, поддерживал немецкий социолог Г. Энценсбергер. Он расе» ривал СМК как репрессивный механизм, который осуществ/ централизацию и бюрократический контроль, что усугубляет сивность аудитории.

Бирмингемская школа, которая начала функционировать 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культ в обществе. Одним из авторитетных представителей этой шкс является С. Холл. В его трудах и работах его последователей сдеЯ[ на попытка исследовать более тщательно роль СМК в процессе 1 имодействия массовой культуры и различных социальных ст. тур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этничес* меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, инте рующая роль массовой культуры.

Культурологическая теория массовой коммуникации как новс этапа социального общения представлена исследованиями кан? ского социолога и публициста Г.М. Маклюэна и французского сои олога А. Моля.

Маклюэн разработал типологию исторически развивающ систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основана на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюдение: пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством так называемого резонанса.

[Далее —>]