Огромный шаг на пути решения проблемы личности
и человеческих отношений был сделан с возникновением и
распространением христианства.
Христианство дало мощный импульс
развитию самосознания личности. Это было связано, во-первых,
с признанием равенства всех людей перед Богом («нет ни эллина,
ни иудея»), чего не было в античном сознании («люди и
боги не равны, эллины и варвары не равны, хозяева и рабы не равны»).
Во-вторых,
христианство провозгласило, что поведение каждого человека зависит
от него самого, от его свободного выбора, его индивидуальных
душевных качеств, ибо Бог наделил человека свободой воли (согласно
Августину, осознание несовпадения человеческой воли с Божественной в
конце концов и ведет к открытию Я как личности). В-третьих,
христианство определило особое место человека в тварном мире. Если
античное сознание рассматривало человека как частицу Космоса,
подчиненную ему, живущую и действующую по его законам, то
христианское видение человека, созданного по «образу и подобию
Божию», изначально ставило его над всем сущим, полагало его
господином природы. В-четвертых,
христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений
— «возлюби ближнего как самого себя».
Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие
человеческой индивидуальности и на характер человеческих
взаимоотношений, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не
индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию
человека (этот приоритет был существенно подорван только в
протестантизме); во-вторых, несмотря на провозглашенный христианством
принцип всеобщей любви, общение людей на его основе оказывалось не
столько целью, сколько средством, обеспечивающим возможность общения
человека с Богом — «мысленно-молитвенного на земле»
(М.С. Каган) и непосредственного на небесах. Таким образом, высшая
ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе
подобными, хотя это и несло в себе очень мощный нравственный заряд.
В области теории и практики ораторского
искусства Средневековье немного добавило к наследию античности.
[Далее —>]