Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят
в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
• система
символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и
письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех
остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя
множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех
членов лингвистической группы;
• знаковая
практика, в которой и посредством которой человеческая личность
формируется и становится социальным существом.
Лингвисты больше внимания уделяют формальным свойствам
языка, в то время как социологов, социальных психологов, философов
интересуют сложные и социально определенные правила, управляющие
лингвистической деятельностью, отношение между языком, идеологией,
знанием и социальной природой словесного общения. Социальные
психологи обычно концентрируются на последнем факторе, а социологи —
на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими
структурными механизмами, как класс и тендер. Известно, например,
что различные формы социального отношения порождают разные формы
лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из
семей рабочих часто находятся в невыгодном положении из-за
употребления ограниченных лингвистических норм. Б. Бернштейн
доказывает, что английские социальные классы проявляют
дифференцированное Использование речи и это предполагает тщательный
выбор способа интепретации, чтобы определить значения, преобладающие
в Данных социальных условиях.
Основателем современной структурной лингвистики
считается швейцарский теоретик Ф. де Соссюр (1857—1913). Он
также’ оказал большое влияние на интеллектуальное движение, известное
под названием структурализм. Его работа «Курс общей
лингвистики» (1916) была издана посмертно его женевскими
учениками и коллегами А. Сеще и ТУТ. Балли. Они опирались лишь на
некоторые и не всегда удачные студенческие конспекты лекций. Спустя
некс . торое время были обнаружены более обстоятельные конспекты;
других студентов, что позволило в конце 1960-х гг. опубликовать;
новую версию «Курса». Эта книга (в каноническом варианте)
вызва* ла широкий резонанс в мировой науке. Развернулась острая поле*
мика между последователями Соссюра и противниками его кон-, цепции.
Языкознание в целом Соссюр относит к ведению
психологиивыделяя особую науку — семиологию, призванную изучать
знаковые системы, наиболее важной из которых является язык.
[Далее —>]