О некоторых аспектах теории информации (часть 4)

[<-- Назад]

На двоичной системе основана работа компьютеров и всех цифровых аудио- и видиосистем.

Основной принцип работы систем такого рода состоит в кодировании и декодировании информации. С понятием кода мы постоянно встречаемся в жизни. В широком смысле все материальные системы можно рассматривать как закодированные множества. Так, мы говорим о молекулярном коде, о генетическом коде, о коде шифровки и т.п. В коммуникативных системах, начиная от самых примитивных, с которыми мы знакомились в первых главах, крайне важна согласованность системы кодирования и декодирования. Скажем, некоторые обнаруженные древних письмена до сих пор не удалось до конца расшифровать, потому что потерян ключ к их декодированию. Современные цифровые системы постоянно совершенствуются и усложняются, потому что закодированная с их посредством информация может быть необычайно велика.

Следует заметить, что в цифровых системах так же, как в азбуке Морзе, при кодировании того или иного знака учитывается частота его появления. Скажем, кодируя буквы латинского алфавита, программист обозначит «е» как 1, «i» как 01, «а» как 001, а «и» как 000 и т.п. Кодирование музыкального произведения представляет собой гораздо большую сложность. Невероятно огромное количество битов имеет информация, содержащаяся в зафиксированном цветном и к тому же движущемся изображении.

Поясним еще одно понятие из теории информации -«избыточность информации». Речь в данном случае идет вовсе не о переизбытке информации, то есть о совершенно новых, оригинальных, неповторяемых сообщениях, а как раз наоборот — о повторяемости в той или иной степени знаков, сообщений и т.п, что помогает нам получить нужную информацию даже в случае помех (информационного шума), ибо при недостаточной избыточности любая одиночная ошибка способна привести к существенному искажению информации.

Человеческий язык обладает огромной степенью избыточности. Как правило, мы произносим и пишем гораздо большее количество слов, чем необходимо для восприятия смысла сказанного или написанного. Лишь в телеграммах в целях экономии мы доводим количество слов до полного минимума.

[Далее —>]