От звука — к письму (часть 10)

[<-- Назад]

К тому же А.С. Пушкин писал на бумаге из льняного волокна, гораздо более стойкой к воздействию органических и неорганических частиц, в отличие от нынешней, изготавливаемой на целлюлозной основе. Образцы подобной, тряпичной бумаги дошли до нас в полной сохранности из XVI века и даже из более давних времен. Бумагой и чернилами Пушкина снабжал его брат Левушка, который по лености своей делал это не регулярно, и Александру Сергеевичу приходилось, экономя бумагу, писать мелким убористым почерком, и, экономя чернила, разводить их водой. На некоторых страницах рукописи очень хорошо заметно, как после текста, написанного темными чернилами, идут строки с совсем бледными, призрачными буквами и как потом в них появляются правки, сделанные позже свежими, нормальными чернилами.

Последний, кто до конца дней (а закончил он свой земной путь в 1924 году) писал гусиным пером, был классик французской литературы Анатоль Франс.

Многие писатели пользовались также активно карандашом. Бернард Шоу любил записывать сюжеты и реплики для своих пьес карандашом, порой делая им запись на своих манжетах. Эрнст Хемингуэй также часто записывал приходящие в голову идеи и фразы карандашом. Большинство своих стихов написал карандашом Велимир Хлебников. Джон Стейнбек предпочитал писать свои произведения исключительно карандашом и порой исписывал в течение суток до шестидесяти карандашей.

Надо сказать, идея карандаша принадлежит все тем же рациональным древним римлянам. Когда не было необходимости оставлять на пергаменте записи на долгие времена, они использовали палочку, представляющую собой сплав свинца и олова. Свинец оставлял на поверхности достаточно четкий след, в случае же необходимости такую запись легко было удалить с помощью пемзы или даже хлебного мякиша.

В эпоху Возрождения многие художники (Дюрер, Ван Дейк, Боттичелли и др.) пользовались так называемым «серебряным карандашом», представлявшим собой сплав свинца с цинком.

Но карандаш в нашем понимании — со стержнем из графита появляется на Востоке (в переводе с тюркского это слово означает «черный камень»). В Европе графит был обнаружен в XV веке.

[Далее —>]