От звука — к письму (часть 11)

[<-- Назад]

Запасы его довольно быстро иссякли, и в конце 18 века зарождается новая технология производства карандашных стержней. Автором ее считается австрийский промышленник Йозеф Хартмус. Экспериментируя с керамическими составами, он смешал глину, графитный порошок, сажу и клей и получил материал, оставляющий на бумаге следы ничуть не хуже, чем чистый графит. Хартмус обнаружил также, что в зависимости от количества добавляемой глины можно делать карандаши разной степени твердости.

Современный вид карандаш принял в 1795 году, когда занимавшийся во Франции производством стержней из искусственного графита по более совершенной технологии некий Николя Жак Контэ додумался вставить стержень в деревянную трубочку. А в конце XIX века практичный граф Лотар фон Фаберкастл, которому надоело, что круглые карандаши то и дело скатываются со стола, предложил придать им шестигранную форму. Как подсчитали любители все переводить на цифры, одним карандашом (естественно постоянно затачивая его) можно прочертить линию длиной в 56 км или написать более 40 тысяч слов.

Металлические перья входят в обиход в середине XIX века. Русские классики Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов писали уже стальными перьями. У Чехова было две наиболее любимых им очень простых по конфигурации ручки (их можно видеть в Ялтинском мемориальном музее), которыми он написал наиболее значительные свои произведения.

Что касается бумаги (это слово происходит от итальянского bambagia — хлопок), то она была изобретена в Китае во II веке. Изготовлялась она из различных растительных, в основном рисовых волокон. В Европе бумага появляется лишь в конце Средневековья, произведя самую настоящую революцию. Кстати, птичьи перья начинают активно использоваться именно с появлением бумаги. Начиная с XIX века, бумага производится преимущественно из древесины.

Первая множительная техника, приведшая к появлению книгопечатания, процессу, практически остающемуся неизменным и по сей день, появляется в XV веке. Изобретение книгопечатания связывается с именем Гутенберга, хотя, как это часто случается, в этот же период многие пытались реализовать идею многократного оттиска текста на бумаге.

О самом Иоганне Гутенберге (1400-1468) сохранились весьма скудные сведения.

[Далее —>]