От звука — к письму (часть 2)

[<-- Назад]

Иконические знаки более-менее точно передают реальные объекты или явления. Скажем, реалистическая живопись или топографический план—это своего рода собрание иконических знаков. Что же касается знаков-символов, то они, как правило, не имеют никакого сходства с предметом, который они обозначают. Так, часть дорожных знаков («Осторожно, дети», «Осторожно, лоси», «Неровная дорога», «Крутой поворот», «Поворот направо запрещен» и т.п.) носят явно иконический характер, другие же («Проезд запрещен», «Стоянка запрещена» и т.п) представляют собой явные знаки-символы. Знаки астрономические (условные обозначения Солнца, Луны, планет и других небесных тел) носят преимущественно символический характер. Лишь обозначения Солнца (кружок с точкой в середине), Луны (полумесяц), звезды (*) и кометы (кружок с «хвостом») — иконического характера. Все знаки зодиаков имеют не только иконическое обозначение, но и выражаются с помощью знаков-символов.

К слову сказать, производители современной аудио- и видеотехники, учитывая то, что она экспортируется по всему миру, все шире используют своего рода пиктограммы, в которых наличествуют знаки-символы, иконические знаки или комбинация тех и других знаков (стрелки указывают направление движения пленки, условное изображение динамика означает регулирование уровня громкости, кружок с расходящимися лучами — регулятор яркости и т.п). Эмблемы различных международных форумов, конференций, олимпиад также представляют собой своего рода пиктограммы (например, условные обозначения различных видов спорта). В магазинах и кафе мы также сталкиваемся с мгновенно воспринимаемыми иконическими знаками: перечеркнутая чашечка кофе означает, что магазин работает без обеда; перечеркнутое изображение собаки говорит о том, что вход с домашними животными воспрещен; а перечеркнутое изображение сигареты предупреждает нас, что здесь не курят; условное изображение человека в коляске говорит о том, что данные места предназначены для инвалидов, и т.д. Своего рода пиктограммами являются созданные дизайнерами различные фирменные знаки, обозначающие принадлежность товара тому или иному производителю, так называемый «брэнд» (brand (англ.

[Далее —>]