Умение слушать (часть 4)
Упражнения, формирующие речевые умения в процессе обучения на разных этапах, включают задания, ориентированные на развитие умений:
• понимания языкового материала, в том числе узнавания известных слов (частей слов) в любой грамматической форме; определения значения неизвестных слов по контексту и известным моделям словообразования; понимания структуры предложения и отдельных грамматических форм;
• понимания содержания прослушанного текста, в том числе определения темы и основной проблемы сообщения; установления смысловых связей в тексте;
• понимания общего содержания текста и выделения определенных фактов из прослушанного;
• понимания прослушанного материала на уровне умения объединять значения отдельных слов в смысловое целое; использова ния необходимых речевых (языковых) средств для восприятия и передачи информации.
Установим критерии эффективности выполнения перечисленных упражнений:
• в учебном речевом действии предметный материал (предметное содержание) — содержание того, о чем говорится в воспринялаемом тексте, — должно быть представлено в наглядной, однозначно понимаемой речевой форме. Напомним, что предметам-) речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связяз цотношениях. Предметом слушания становятся воспринятое] факты, значения, понятия, функции, свойства, явления и т.д.
• предметы учебного речевого общения должны иметь ту же стртстуру, которая свойственна им в естественных ситуациях общен 1я. |
- П р и м е р. В начале занятия
студенты прослушали следующее сообщение пр*по Я
давателя: «Наше
сегодняшнее занятие должно будет продемонстрировать, насквль- т
ко хорошо вы
запомнили изученный материал. Повторим общие положения, вя- \r
занные с
проведением лабораторных исследований воды в городских водоема-], а
потом попробуем описать алгоритм подобных исследований. Я
думаю, тема вызсхет ваш интерес именно потому, что мы каждый день
пьем ту воду, которую необходммо исследовать, обеззараживать,
очищать».
- Используя приведенные выше перечни умений, сформируем умозаключенЯ, отражающие суть услышанного:
- 1) языковый материал сообщения абсолютно понятен, даже если студент гоо-пустил предыдущее занятие, он поймет каждое слово;
- Используя приведенные выше перечни умений, сформируем умозаключенЯ, отражающие суть услышанного:
2) содержание прослушанного диктует необходимость вспомнить тему предшду-щего занятия.