Мелочи журналистики

Умение слушать (часть 4)

[<-- Назад]

Упражнения, формирующие речевые умения в процессе обучения на разных этапах, включают задания, ориентированные на развитие умений:

• понимания языкового материала, в том числе узнавания известных слов (частей слов) в любой грамматической форме; определения значения неизвестных слов по контексту и известным моделям словообразования; понимания структуры предложения и отдельных грамматических форм;

• понимания содержания прослушанного текста, в том числе определения темы и основной проблемы сообщения; установления смысловых связей в тексте;

• понимания общего содержания текста и выделения определенных фактов из прослушанного;

• понимания прослушанного материала на уровне умения объединять значения отдельных слов в смысловое целое; использова ния необходимых речевых (языковых) средств для восприятия и передачи информации.

Установим критерии эффективности выполнения перечисленных упражнений:

• в учебном речевом действии предметный материал (предметное содержание) — содержание того, о чем говорится в воспринялаемом тексте, — должно быть представлено в наглядной, однозначно понимаемой речевой форме. Напомним, что предметам-) речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связяз цотношениях. Предметом слушания становятся воспринятое] факты, значения, понятия, функции, свойства, явления и т.д.

• предметы учебного речевого общения должны иметь ту же стртстуру, которая свойственна им в естественных ситуациях общен 1я. |

П р и м е р. В начале занятия студенты прослушали следующее сообщение пр*по Я давателя: «Наше сегодняшнее занятие должно будет продемонстрировать, насквль- т ко хорошо вы запомнили изученный материал. Повторим общие положения, вя- \ занные с проведением лабораторных исследований воды в городских водоема-], а потом попробуем описать алгоритм подобных исследований. Я думаю, тема вызсхет ваш интерес именно потому, что мы каждый день пьем ту воду, которую необходммо исследовать, обеззараживать, очищать».
Используя приведенные выше перечни умений, сформируем умозаключенЯ, отражающие суть услышанного:
1) языковый материал сообщения абсолютно понятен, даже если студент гоо-пустил предыдущее занятие, он поймет каждое слово;

2) содержание прослушанного диктует необходимость вспомнить тему предшду-щего занятия.

[Далее -->]



4



Copyright © 2010 its-journalist.ru