Особенности коммуникации в психокоррекционных группах (часть 4)

[<-- Назад]

Союзники
склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обменива
ются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких
условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапев
тического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич
ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу,
чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности
всей группы тем самым наносится урон. , "

Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены группы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблюдения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.

Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплоченных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы выступает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать неблагоприятное воздействие на процесс коллективного реше проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться во ниях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не счит с возможностью ошибки.

Большей привлекательности психокоррекционной группы дет способствовать комплекс подготовительных мероприят частности позитивное описание ожидаемых результатов от при ретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, ор« тированное на знакомство особенностями группового поведен Поэтому желательно с самого начала установить нормы и С1 дарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непростоЦ менить.