Интервью как жанр: краткая и понятная инструкция для чайников (по учебникам Лукиной и Тертычного)

Интервью – это практически универсальный жанр, охватывающий все аспекты нашей жизни. И он сопутствует не только журналисту. Каждый человек, устраиваясь на работу, проходит собеседование, во время которого ему также задают различные вопросы. Интервью является самым распространенным способом получения информации. И он олицетворяет один из главных принципов журналистики: показ темы через героя.

Суть

Интервью – это жанр, предполагающий разговор журналиста и респондента (одного или нескольких). А.А. Тертычный, как и большинство его коллег, различает несколько видов интервью (о месте интервью в системе жанров подробно написано здесь):

  1. Информационное интервью, связанное с определенным событием. В нем требуется узнать мнение собеседника насчет какого-то события, именно оно является главным, а не сам герой. 
  2. Зато в аналитическом интервью во главу угла встают герой и явления, которые он может представить аудитории.

Цель интервью – раскрыть героя, показать через него события и явления общественной жизни. Перед интервью необходимо ответить на несколько вопросов: «Почему эта тема интересна? Почему этот человек интересен? Как аудитория может применить полученные знания?»

Исследователь журналистики М. М. Лукина выделяет несколько стилей интервью: 

  • Конфронтационный. 
  • Элитарный.
  • Партнерский.

Первый из них характеризуется недоверием к ответам респондента, журналист ищет в каждом слове двойной смысл. Элитарный стиль – журналист защищает интересы определенных социальных групп, исходя из этой задачи выстраивается общение с интервьюируемым. Партнерский стиль – и интервьюер, и интервьюируемый выступают как партнеры, создатели журналистского материала, у них равные права и равная ответственность.

Методы

Главное в интервью – найти подход к человеку. Для этого необходимо узнать о нем как можно больше, быть знакомым с темой, о которой вы будете говорить. Также необходимо выбрать стратегию интервью, понять, как будут задаваться вопросы. Лучше всего начинать с более легких тем, чтобы «разогреть» собеседника, переходя к более сложным и интересным.

Вопросы не менее важны, их нужно подготовить хотя бы десять (если только интервью не используется как метод внутри другого жанра, например, репортажа). Вопросы должны быть открытые, то есть такие, на которые можно дать развернутый ответ, а не только «да» и «нет». Лучшее начало – слова «почему», «зачем», «как», «что». Вот примеры.

Необходимо показать свою заинтересованность и важность собеседника, поэтому во время интервью нужно заниматься только интервьюируемым, а не проверять почту или смотреть в окно. Также по ходу можно задавать дополнительные вопросы, которые помогут выяснить что-то более интересное или разговорить собеседника. А о нюансах телевизионного интервью без пыток расскажет эксперт.

Пример

  1. В интернет-пространстве можно выделить Ларри Кинга как интервьюера.
  2. В отечественной печати одним из прекрасных представителей жанра является В. Полупанов.
  3. На телевидении можно поучиться многому у В. Познера

Автор: Мария Блинова