История советской журналистики: развитие и становление

ХХ век, переполненный событиями от края до края, славится своей значимостью в истории человечества. Его ознаменовали революции, что снесли все предыдущие устои, смерти миллионов, удивительное и такое ожидаемое крушение империй, общественные движения, которые заявили о себе, ужасающие катастрофы, повлиявшие на весь мир, и неизбежные кризисы. 

Журналистика как укоренившийся в жизни людей социальный институт не стояла в стороне от ежедневно происходивших изменений, а напротив — активно способствовала их воплощению в действительность. Развиваясь и обретая все новые структурные звенья, СМИ охватили собой мировое пространство. И чем выше становился уровень развития общества, тем больше становилось их влияние. 

Происходившие процессы нашли проявления в журналистике России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия, как ни одна другая. С современной точки зрения мы можем понаблюдать, как отразилась советская власть (от социалистической революции до отказа от коммунистических иллюзий) на печати, радио и телевизионной журналистике. 

1917-1925

Печать

Начало XX в. было неспокойным, бурлящим, близким к кипению. Сложившаяся в России экономическая и политическая ситуация подталкивала страну к кардинальным, судьбоносным переменам. Во многом изменилась и печать. Теперь, после Октябрьской революции, она делилась на два основных направления: оппозиционная и большевистская. После переворота большевики стали реализовывать диктатуру пролетариата, при которой необходимым условием стало ограничение свободы СМИ. Официально цензура в РСФСР началась 26 октября 1917 года с «Декрета о печати». Фактически он узаконил закрытие тех органов печати, интересы которых шли вразрез с партийными интересами коммунистов. Журналистика советского периода начала свой путь с борьбы за свободу слова, которая под давлением обстоятельств была проиграна.

Для примера назовем представителей двух ведущих направлений СМИ:

  1. Возникшее еще в конце XIX века множество политических партий расширило палитру цветов в и без того ярких политических изданиях. Одним из новых цветов, которых было еще около десяти, была конституционно-демократическая партия (или кадеты), имевшая два крыла. Представители левого набора оттенков, под управлением П.Н. Милюкова, выпускали «Речь» и «Вестник партии народной свободы», а у правого, редактором которого П.Б. Струве, выходили «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и «Полярная звезда». Кроме них, кадеты выпускали еще около 40 СМИ своего направления. 
  2. Пытаясь им сделать свой цвет главенствующим в палитре, большевики, теперь находящиеся у власти, расслоили свой цвет на радугу направленностей: крестьянские, молодежные, партийные, советские, профсоюзные, военные СМИ. Более того, к 1920 году у них было больше 80 изданий, переводящих материалы на национальные языки. Периодические же издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них советской власти. 

Весьма показательный пример советской печати — газета «Беднота» под редакцией Сосновского и Карпинского. Тираж — 500 тысяч экземпляров, стиль — предельно простой, целевая аудитория — малограмотные и бедные люди. Несмотря на низкий уровень материалов, издание быстро набрало популярность.


Радио

История советской журналистики была бы неполной без радио. Оказывать сопротивление другим противникам в войне внутри страны помогало именно оно. В годы Гражданской войны радио, изобретенное в военных целях, стало приобретать особое политическое значение. После открытия А.С. Поповым способа передачи звука с помощью электромагнитных волн, в России было открыто радиоэлектронное предприятие «Радиотелеграфное депо», которое выпускало разные приспособления для передачи звука. Краткая история развития радио выглядит так:

  • 21 февраля 1918 г. появляется цикл радиотелеграмм «Всем, всем!».
  • 22 февраля радиостанция Санкт-Петербурга сообщает в эфире декрет правительства: «Социалистическое отечество в опасности». 
  • К октябрю 1918 г. информацию, которую слышали по радио, еще и вывешивали в людных местах в тот же день в виде листовок и плакатов. 
  • После специального постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 30 июня 1919 г., в Москве на Шаболовской улице 1 марта 1920 г. построили мощную радиостанцию для связи с окраинами и западными государствами. И с тех самых пор стали появляться зарубежные сообщения в советских газетах с пометкой: «Получено по радио». Однако регулярно стали выходить в эфир только с 1924 г.

Итоги периода

Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г., в нее входили 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту. 

С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью.

Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры (радиогазета, стенная газета) и передачи. 

1926-1940

Печать

За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.


Самой популярной газетой стала «Правда». Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» (1,5 млн экземпляров).


Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Например, набирали популярность отраслевые и производственные СМИ: «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и т.д.

Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. 

Телевидение

После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент (на современное электронное телевидение) получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. на патентование «Способа электрической передачи изображения», однако только 9 мая 1911 г. добился передачи на расстояние лишь неподвижного изображения.

Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г., изобретая «иконоскоп», который решает спор об механическом телевидении в его пользу. Подробнее о появлении телевидения в СССР…

Радио

К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях.

Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода

Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. публицистика становится не только частью культурной жизни общества, но и опасным инструментом административно-командной системы, которая помогала решать политические задачи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух – передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве.

8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек — таков размах системы СМИ в СССР к 1938 году.

1941-1945

Печать

В ответ на новость о начале Великой Отечественной войны через десять дней в газетах центра и Всезоюзном радио появились военные разделы. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа.


→ Появилась также сеть военных газет: например, 5 газет и 20 журналов для Советской армии и Военно-морского флота. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, К.М. Симонова, Б.Л. Горбатова. 


С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы – за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии, но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты и т.д.

Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А.А. Фадееву, В.В. Вишневскому, М.А. Шолохову, Б.Н. Полевой. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия.

Радио

Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее.

Итоги периода

Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника.

Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т.д.

Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков. 

1946-1956

Радио и телевидение

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм. 

Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, после чего передают репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо» 1949 года. 

После войны советское правительство довольно быстро перестроилось с «мирного неба» на «холодную войну». Международная напряженность росла, поэтому многие радиочастоты с зарубежными передачами активно блокировались. Можно смело говорить о новом витке развития цензуры, но уже в радио-сегменте.

советская цензура

Печать

После окончания Великой Отечественной войны советская журналистика разворачивает баннер «мира на всей земле». Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной. Огромные потери создавали бреши на рабочих местах, мужчин не хватало, и женщины со стариками работали в три смены, чтобы уложиться в планы, спущенные сверху. Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше. Главными темами стали трудовые подвиги простых людей.


→ 5 марта 1953 года умирает И.В. Сталин, что приводит к пересмотру политической обстановки. В «Правде» и «Новом мире» появляются острые выступления В.В. Овечкина: он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством (его «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае»). Он зацепил внимание читателей своим честным изображением жизни, без скрытия ее недостатков. 


Итоги периода

Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть.

Смерть Сталина обнажила многие давно уже назревающие проблемы. В частности, обсуждались «перегибы на местах» и ошибки, о которых ранее было даже страшно подумать. Страна нуждалась в переменах, и новое партийное руководство пришло к необходимости обличить особенно яркие злоупотребления властью, произошедшие за долгий период правления Сталина. В конце концов, новый генеральный секретарь Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности и дал тем самым зеленый свет журналистам, которые осторожно, ощупью продвигались по политическому минному полю. 

1957-1986

«Оттепель» — новый партийный курс, провозглашенный в 1956 году. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., немного растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты с 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии.

Телевидение и радио

Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

  1. Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная – имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
  2. Вторая общесоюзная программа – культурно-просветительская – ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы. 

Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая – общественно-политическая, вторая – информационно-музыкальная, третья – литературно-музыкальная, четвертая – музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам). 

Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения.

Печать

В начале 1970-х снова закручивают гайки, вода снова превращается в лед, «Оттепель» заканчивается. Стремление полностью подчинить прессу, сделать ее шестеренкой в идеальном механизме объяснялось созданием многообразных форм партийного руководства. Этот процесс привел к формированию новой политической элиты, которая не хотела развития. Стагнация и стабильность были выгодны людям, которые заняли выгодные места при власти. Журналистика должна была обслуживать их и убаюкивать народ, которому развенчания культа личности открыло глаза на несовершенство политической системы.

Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. 5 декабря 1965 г. в Москве, на Пушкинской площади, прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.


Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказывать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, несмотря на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А. Аграновского, В.М. Пескова, И.П. Руденко, Я.К. Голованова, Ю.А. Жукова заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты. 


Итоги периода

20 съезд партии в 1956 году открыл для журналистики новые возможности и перспективы. Появились принципиально новые издания и темы. Так, «толстый» журнал «Новый мир» под руководством А.Т. Твардовского представил читателю критическую литературу советских авторов и многие переводы зарубежных книг. Впервые журналисты заговорили о проблемах деревни, о бюрократических трудностях и производственных вопросах страны. «Оттепель» провозгласила свободное строительство коммунизма, но все же пресса в СССР все еще была подконтрольна государству и напичкана идеологией.

Брежневская эпоха стала синонимом застоя во всех сферах жизни, в том числе и в СМИ. Журналистика стала идеологическим орудием для возвышения СССР на мировой арене, и журналисты были вынуждены посвящать весь свой труд созданию престижа страны. Была распространена концепция «положительного героя», который представлял собой честного и непреклонного советского человека, который на голову выше бездуховных представителей прогнившей европейской цивилизации. Главными темами изданий и передач стали успехи и перспективы СССР. Но люди, которые обзавелись портативными радиоприемниками, активно ловили зарубежные станции и «подрывные» передачи «Свобода» и «Свободная Европа». Их глушили, но все же инакомыслие распространялось по стране вместе с проблемами, которые не решались, а замалчивались.

В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ.

1987-1991

Система СМИ в эпоху Перестройки

В телевидении, радио и печати началось становление «социализма с человеческим лицом». Постепенно расширялись свободы и возможности прессы. Оглушительным потоком на публику хлынула информация из зарубежных стран и рассекреченных материалов. Но вместе с положительными тенденциями появились и отрицательные: пользуясь независимостью, некоторые журналисты работали на сенсацию и пренебрегали процедурами проверки резонансных фактов.

Наконец, в 1990 году принимают закон «О печати и других средствах массовой информации», который отменяет цензуру, вводит регистрацию для СМИ (и возможность создания частных СМИ), предоставляя широкие права журналистам, вследствие чего начало разрушаться единое инфопространство СССР: стали появляться негосударственные издания и каналы; национальные республики, провозгласившие суверенитет, создавали свою сеть. К концу 1980-х гг. альтернативная пресса состояла из общественно-политических, религиозно-философских и литературно-художественных изданий. К ней добавлялись общественно-политические издания новых партий. 

На телевидении и радио дикторов стали сменять журналисты, сухая информация «по факту» сменилась субъективным, авторским видением ситуации. Это повышает требования к публицистам и оказывает сильное влияние на развитие СМИ. 

Общие выводы

В советское время журналистикой пользовались вдоль и поперек: для агитации, для пропаганды, для поднятия боевого духа и деморализации противника, и гораздо реже для того, чтобы помочь гражданам взглянуть на действительность безо всяких прикрас. Благодаря этому опыту, мы можем сделать вывод, становление советской журналистики протекало в тесной связи с развитием партии КПСС и ее внутриполитического курса. Система СМИ не имела самостоятельности и была полностью контролируема правительством. Главной функцией советской журналистики была идеологическая. Она воспитывала в людях уважение и даже восхищение перед властью и маскировала ее проблемы. В таком законсервированном виде она просуществовала вплоть до развала СССР, но она же и ускорила этот исторический процесс. Когда гласность и свобода слова стали основами работы СМИ, ни о какой закрытости уже не могло быть и речи. 

 Автор: Василиса Шатыбелко